Главная / Издания / Земля из-под ног

Земля из-под ног

Земля из-под ног
29 июня 2022

Автор: Станислав Орленко

МК в Саратове

№27 (1296) 29.06.2022

Фермеры Фёдоровского района не первый год воюют за право обрабатывать родную землю

Ситуация с конфликтом вокруг земли в Фёдоровском районе показывает, насколько бесправными могут оказаться люди труда. И как может пропадать земля, что могла бы давать урожай и рабочие места для селян. Самое главное — конфликт развивается уже несколько лет, в нём появляются всё новые участники и разрешения не видно. Корреспондент «МК в Саратове» встретился с фермерами и выслушал их слова, полные горечи и тревоги.

 

«Вы посеяли, а мы соберём»

— Эту землю мы обрабатываем уже семь лет, — говорит мой собеседник, глава ИП в Фёдоровском районе, известный в нашем регионе фермер Алексей Гридасов. — За это время у неё несколько раз поменялись хозяева: сначала ООО 

«РостАгро», потом появилось некое ООО «Агродаймонд» — от него мы и получили землю. Но теперь «РостАгро» объявлено банкротом, и земля передана опять новым владельцам — фирме «АгроВита». 

Что же в итоге получилось — в конце прошлого года нам пообещали, что мы будем и дальше на земле работать. Мы вспахали поля, посеяли озимые, вложились в будущий урожай. Плюс ко всему земля эта была заросшей, мы её очищали. Ещё в марте к нам приезжал инвестор — представитель банка сказал, что вскоре с нами заключат новые договоры и всё будет в порядке. И вдруг в апреле, когда мы уже вышли на боронование, к нам приезжают представители «АгроВиты» и предъявляют договор на право аренды этой земли на одиннадцать месяцев! Причём договор этот заключён с 1 апреля. Теперь от нас требуют, чтобы мы ушли со своей земли — то есть наш урожай будут убирать другие хозяева. Как это понять?

Гридасов считает, что арифметика здесь простая: он и другие хозяйства засеяли озимыми шесть тысяч гектаров. Пусть даже они дадут по двадцать центнеров зерна с каждого гектара, итого получится двенадцать тысяч тонн. Это по минимуму примерно 144 млн руб. И это только с одной культуры! 

В разговоре участвовали ещё семь аграриев-предпринимателей — их имена в Фёдоровском районе хорошо знают: Дмитрий Тужин, Александр Пивненко, Николай Шишкин, Виктория Андреева, Любовь Кучмина, Александр Ржанов, Джабраил Ибрагимов. 

Они говорили, что в случае потери земли пострадают не только они — весь район, люди сёл. Вместе с землёй уйдут рабочие места — а в КФХ и ИП трудятся порядка 200 местных жителей. В некоторых хозяйствах, как, например, у Александра Пивненко, зарплата достигает 73 тыс. руб. в месяц. Очень неплохо для сельской местности да и для города тоже. А ведь у каждого работника — семья, родные, близкие. В общей сложности порядка 800 человек в районе окажутся в бедственном положении. 

Здесь нужно напомнить историю вопроса. Земля, ставшая предметом спора, — федеральная. Раньше, более десяти лет назад, она принадлежала двум крупным и некогда процветающим совхозам — ГУП ОПХ «Еруслановское» и ГУП ОПХ «Чернышевское». Эти хозяйства ликвидированы. Как уже говорилось, землю — федеральную — Росимущество передало в аренду ООО «РостАгро», а уже это общество стало сдавать её в субаренду фермерам, да не напрямую, а через другие фирмы. Это всегда вызывало сложности для арендаторов — получалось, что они не со-

всем хозяева, а лишь наполовину, как бы одной ногой на земле стоят. И вот теперь могут её совсем лишиться. 

 

Агрокриминальный сериал

Аграрии говорят, что они все зарегистрированы в Фёдоровском районе, по-

этому глава района Алексей Наумов на их стороне и стремится им помочь. Но, похоже, его полномочий не хватает. На некоторых полях уже появлялись во-

оружённые сотрудники ЧОП и требовали, чтобы люди уходили с полей — с тех полей, что созданы ими на заброшенной территории и политы их потом.

А самое главное — такое происходит не в первый раз, история с угрозами началась не сегодня и не вчера. Скорее, это очередная серия, не первая и, как знать, последняя ли?

В редакции оказалась аудиозапись разговора перечисленных выше фермеров с неким господином Александром Воронковым в мае 2020 года. Разговор в точности воспроизводит нынешнюю ситуацию. Фёдоровским аграриям в разгар полевых работ (когда уже стало понятно, что урожай ожидается богатый) объявляют, что с 22 апреля заключён новый договор аренды и земля теперь принадлежит не им, а крупной фирме ООО «Агроинвест». К тому же, возможно, будет выставлена на аукцион. Фермеров это известие потрясло — им никто не сообщал о смене арендодателя. Тогда также прозвучали слова о том, что чуть ли не завтра на поля может выйти техника нового хозяина, а вокруг встанут частные охранники, чтобы местные фермеры не совались на землю, расчищенную и обрабатываемую ими в течение нескольких лет. Хотя для них готовы продлить аренду, но при этом плата за гектар повышается в два с половиной и даже в три раза. 

Характерная деталь: при судьбоносном разговоре присутствовал глава района Наумов, и представитель нового арендатора в категорической форме заявил, что не желает общаться с фермерами в его присутствии. Получается, человек, отвечающий за всё, что в районе происходит, не должен знать о больных проблемах своих людей. 

Новый договор аренды в 2020 году, кстати, был заключён даже не на одиннадцать месяцев, как сейчас с «АгроВитой», а на восемь с небольшим — с 22 апреля по 31 декабря того же года.

Алексей Наумов сказал нам, что два года назад права фермеров удалось отстоять благодаря правильной позиции руководства Росимущества и прокурора области. По его словам, он и теперь ожидает, что правоохранительные структуры возьмут ситуацию под свой контроль, проведут проверку и дадут правовую оценку происходящему, поскольку, с его точки зрения, нарушаются права людей. 

 

Завтрашний день во тьме

— А что будет потом, на следующий год и дальше, через годы? — задал я фермерам вполне закономерный вопрос. 

— Ничего, у новых хозяев договор аренды всего на одиннадцать месяцев, что будет потом, неизвестно, — получил ответ с нотками отчаяния и обречённости. — Мы не видим, чтобы теперь на полях кто-то работал. Значит, получится, как в поговорке французского короля «После нас хоть потоп». Скорее всего, появятся ещё какие-то хозяева, такие же временщики. 

Отчаявшись добиться решения своей судьбы на местном уровне, сельхозпредприниматели обратились на самый верх — к генеральному прокурору России. Отправили петицию и к врио губернатора Саратовской области. С ними все соглашаются, обещают разобраться. 

В многочисленных ответах Росимущества говорится, что вопрос с ситуацией, сложившейся с бывшей землёй совхозов ГУП ОПХ «Чернышевское» и ГУП ОПХ «Еруслановское», уже неоднократно являлся предметом рассмотрения как федеральным ведомством, так и территориальным управлением Росимущества в Саратовской области «в рамках обращений жителей Фёдоровского района». Территориальным управлением направлялось ходатайство в рамках дела о банкротстве ООО «РостАгро» о том, чтобы данная организация лишилась права аренды. Арбитражный суд Саратовской области в этих требованиях отказал. Сейчас по этому поводу подана апелляционная жалоба.

 

Обманутая земля

На мой вопрос, почему стала возможна такая ситуация в Фёдоровском районе (к тому же продолжающаяся в течение многих лет), председатель профкома работников сельского хозяйства Саратовской области Александр Качанов ответил: «На самом деле, в этой ситуации всё довольно просто. В районе были два замечательных хозяйства — «Еруслановское» и «Чернышевское». Их ликвидировали, и 48 тысяч гектаров земли стали зарастать. Рос-имущество предложила взять её в аренду крупной организации, занимавшейся обработкой земли. Руководство организации согласилось и взяло землю в аренду на 49 лет, но когда увидели, сколько нужно работать и какую ответственность нести, стали искать, кто будет там работать. При этом название организации постоянно менялось всё с той же целью — уйти от ответственности, ведь за владение землёй нужно отчитываться раз в несколько лет. К тому времени уже появились местные фермеры, умеющие хорошо работать, приобретающие современную технику, внедряющие передовые технологии и, соответственно, получающие высокие урожаи. 

Однако договоры с этими фермерами заключали только на одиннадцать месяцев, и это стало уже субарендой. Арендодатели  более десяти лет назад увидели, что урожаи высокие и, желая избежать собственной ответственности за чужой счёт, пошли на банкротство. Но таким образом, что внесли в свои активы всю арендную массу». 

— Земля была заброшена, запущена. Мы очищали её от кустарников и деревьев, — говорят фермеры. — Часть земли — примерно 12 тысяч гектаров, а возможно, и больше, до 15 тысяч — и сейчас ещё в таком состоянии. Но мы готовы её полностью очистить. Это потребует затрат — техники, людей. Но, значит, будут новые рабочие места, и, если земля будет передана в нашу постоянную собственность, то и налоги в казну. А вот если у нас отберут землю, то через год-два она снова зарастёт и пропадёт.

Вот ещё одна грань проблемы: страдают не только фермеры, страдает земля. Та земля, что могла бы кормить и давать рабочие места, стоит заросшей, неухоженной. Даже 12 тысяч гектаров по минимуму — это площадь таких крупных российских городов, как Орёл, Череповец или Якутск. А в мире вовсе больше десятка государств с гораздо меньшей площадью. 

За всё время аренды этой земли компанией «РостАгро» её четвёртая часть, если не больше, НИКОГДА не обрабатывалась. Об этом свидетельствуют акты обследования этих земельных участков на выявление видового состава сорной и древесной растительности, проведённые учёными СГАУ в мае нынешнего года. Там сказано, что данные участки представляют собой «старовозрастные залежи — необрабатываемые длительный период пашни», то есть брошенные не менее пятнадцати лет назад сельхозугодия, где «наблюдается стадия зацелинивания земель». Не поднятая, а опущенная целина, искусственно созданная нерадивыми хозяевами. 

Ещё в 2018 году у Росимущества возникли претензии к «РостАгро» по поводу необработки земли, взятой в аренду на 49 лет. В ноябре того же года госструктура в связи с этим заключила с частной фирмой мировое соглашение, где «РостАгро» выступило в качестве должника. В начале февраля нынешнего года федеральная служба судебных приставов сообщила в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, что требования мирового соглашения не исполняются, а «Рост-Агро» находится в стадии ликвидации. 

Все эти документы есть в нашей редакции.

Что же из всего этого следует? Лидер аграрного профсоюза региона Качанов сказал, что сейчас его организация готовит предложение о том, чтобы понятие «субаренда» вовсе перестало существовать, дабы впредь избежать подобных конфликтных историй, как в Фёдоровском районе. Он добавил, что, по его мнению и с точки зрения других опытных аграриев, договоры аренды на одиннадцать месяцев — полный абсурд, срок аренды должен быть как минимум пять лет, а лучше десять. Тогда фермер почувствует себя настоящим хозяином, сможет соблюдать правильный цикл сельскохозяйственных работ и вообще смотреть в будущее, а не гадать, как с ним поступит арендодатель, ищущий свою выгоду и, кстати, тоже не являющийся собственником федеральной земли.

Что касается договоров аренды земли на срок меньше года, они выгодны двум сторонам. Тем, кто желает держать тружеников-фермеров «на крючке», и тем, кто приходит на землю, чтобы собрать не ими выращенный урожай, а потом эту землю бросить 

Так обманывают не только людей, но и землю.  

Кстати, ч. 3 ст. 9 федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 30.12.2021 г.) 

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» гласит, что «договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трёх до сорока девяти лет». Но почему-то это не выполняется, срок аренды сокращают до нескольких месяцев. 

И ещё у фермеров и главы Фёдоровского района возник вопрос: почему организации, не ведущие работ на земле в их районе, лишь заключающие договоры аренды и субаренды, постоянно объявляют себя банкротами? Фермеры, вкладывающие в землю труд и немалые средства, отчего-то этим не страдают.

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий